30.08.2021
01.09.2021
Цель: формирование ценностного отношения к достижениям и великим людям отечественной науки.
Задачи:
- воспитание у обучающихся уважения к людям, внесшим огромный вклад в развитие отечественной науки;
- воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
- развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
- формирование гуманистических качеств личности.
Целевая аудитория: обучащиеся1-11 классов.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия
Справочные материалы и ресурсы
10 важных технологических событий 2020 года:
1. Первое место стоит отдать, несомненно, российской вакцине против нового коронавируса «Спутник V». Вакцина экстренно разработана всего за несколько месяцев, но это стало результатом титанической работы предыдущих лет в Центре им. Гамалеи. Несколько лет в Центре работали над созданием вакцины против MERS (вируса ближневосточного респираторного синдрома) – и оказалось, что именно данная работа может стать основной для разработки вакцины и против коронавируса.
2. Под самый конец 2020 года в воздух поднялся проходящий испытания новый отечественный лайнер МС-21 – и это впервые произошло с новым отечественным двигателем ПД-14. Без сомнения, налицо колоссальный технологический прорыв. Стран, производящих подобные авиационные двигатели, в мире меньше, чем стран, способных вывести человека в космос.
3. Уникальная плавучая АЭС «Михаил Ломоносов» в середине 2020 года была введена в эксплуатацию и подала первые свет и тепло в энергосеть чукотского города Певек. Подобные плавучие АЭС – настоящее спасение для удаленных прибрежных регионов нашей страны, крупнейшее технологическое достижение – и весьма вероятный дорогостоящий экспортный товар для других стран мира.
4. В космосе достижением российских технологий стал первый рентгеновский обзор космического неба, который произвела российская космическая обсерватория «Спектр-РГ». Теперь мы знаем, что почти в десять раз больше рентгеновских источников во вчетверо большем разрешении, нежели чем на бывшей лучшей до сих пор в мире небесной карте немецкой орбитальной обсерватории ROSAT, полученной еще в 1990 году.
5. Произошел первый полет нового российского самолета Ил-114-300, который должен стать одним из главных инструментов, обеспечивающих транспортную связность регионов страны. Авиалинии России нуждаются в сотнях подобных машин. И для нее, опять же, был создан авиадвигатель новой модификации.
6. Сдан в эксплуатацию первый супертанкер класса Афрамакс российской постройки.
7. Тяжелая ракета «Ангара-А5» совершила второй испытательный пуск, а значит, Россия получает перспективу совершить собственную лунную, а может быть, даже марсианскую программу – только ракеты такого класса обеспечивают доставку на орбиту соответствующей полезной нагрузки.
8. Российский атомный реактор нового поколения ВВЭР-1200 впервые запущен в эксплуатацию за рубежом, на Белорусской АЭС. Это означает дальнейшую экспансию российского атомпрома, подтверждение безопасности и надежности его технологий.
9. Ученые «Курчатовского института» совместно со специалистами столичных вузов, МГУ и МИФИ впервые зарегистрировали солнечные нейтрино – частицы, образующиеся внутри нашей звезды в процессе сложного термоядерного CNO-цикла, в котором углерод, азот и кислород взаимопревращаются друг в друга, попутно используя на это водород и «производя» гелий.
10. Ученые Российского
химико-технологического университета (РХТУ) совместно с коллегами из
Нижегородского государственного технического университета предложили новую
технологию, которая позволяет с помощью мембранной очистки и современных
абсорбентов получать чистый аммиак. Таким образом, в
очередной раз была подтверждена максима о том, что фундаментальная и прикладная
наука взаимодействуют друг с другом, порождая новые технологические уклады. Не
исключено, что уже в скором времени станет достоянием истории старый процесс
получения аммиака, так называемый процесс Габера, который «кормил» все
человечество уже больше века, обеспечивая около 2/3 необходимого азота для
роста сельскохозяйственных растений. Этот процесс оставался практически
неизменным с начала XX века, а его главной «ахиллесовой пятой» был громадный
расход тепловой и электроэнергии. Знаменитая «зеленая революция» в сельском
хозяйстве – это в первую очередь расходы энергии на все ее этапы, от удобрений
и пестицидов и вплоть до уборки урожая. Теперь же изобретен способ получать аммиак с
расходами энергии на порядок меньшими, нежели ранее.
Изучите официальные сайты образовательного центра «Сириус» . Рассмотрите изображения на слайде, выполните задание.
1. С какой целью в Сочи был создан образовательный центр «Сириус»?
2.
Изучите ценности образовательного центра «Сириус». Как вы понимаете
слово «ценность»? Какие из представленных ценностей вы используете в
своей жизни и учебе?
3. Как вы понимаете выражение «Наука будущего – наука молодых»?